?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О занятиях. Суббота.
танцы
avorobjovs
О субботних занятиях фестиваля. Но скорее больше о преподавателях и моих ощущениях.

Body Isolation. Mek & Monika (Salsa Kings), Польша (http://www.salsa.com.pl/).
Мега-супер-полезное и позитивное занятие. Лучшее занятие субботы. Такого боди изолейшена в Риге никто не дает. По сути, если вы сами не латинос, но занимаетесь какими-либо латинскими танцами и хотите добиться в этом высот, то такое владение телом - это то, к чему надо стремиться. То, что у латиносов заложено в крови, то белому человеку надо добиваться путем упорной работы над собой. И Моника с Меком, и в первую очередь Мек - живой пример для подражания. Но еще очень важно было не только то, как он владеет своим телом, но и то, что и как он рассказывает и показывает. Не просто вышел, круто станцевал и нате вам, повторяйте (не люблю таких преподов). А четко поэтапно, показывая, как работает та или иная мышца, как начать ею работать, как усложнить, на какой ритм играть, сначала медленно, потом быстрее и сложнее, как комбинировать ну и т.д. В общем, все это словами рассказать совершенно невозможно, это надо один раз просто увидеть, а еще лучше посетить само занятие. Но никакого видео не будет. Потому что это не тот урок, где в конце можно заснять на камеру финальную комбинацию. Такого просто не было. Тогда надо было ставить камеру на штатив и снимать просто все занятие подряд. Потому что основная ценность его была именно в объяснениях. Но все занятие подряд я сам занимался и было просто не до съемок. :)
Занятие проходило под очень стильный афро-кубан джаз и, как я понял, Мек у себя в школе ведет еще и джаз. Но и джаза, по крайней мере такого уровня, у нас в Риге тоже нет. Вернее джаз есть, но тот который скорее балет-модерн. А тут совсем другое...

Cuban Salsa. Wim "el guapo" & Barbara, Бельгия (http://www.salsacubana.be/).
Занятие как занятие. Взяли одну не сложную комбинацию - Caramelo. Отношение к Виму у меня и раньше было двоякое, даже когда я смотрел его занятия на видео. Но здесь, когда я оказался на занятии в живую, это чувство усилилось.
Во-первых, Вим, на мой взгляд, как раз из таких преподавателей "я показал, а вы повторяйте", которых я не люблю. Ему нравится, когда ученики сами понимаю, как и что надо делать и без проблем справляются с занятием. Если же кто-то конкретно тупит, то помощь и объяснения от него получить довольно трудно. Его это просто раздражает. Воскресное занятие по руэде это только подтвердило. Спрашивается, на хрена мне такое занятие? Всю эту карамелу саму по себе можно было выучить и по видео. Ни о каком стиле, ни о ведении, ни о том, как правильно делать речь на занятии даже не шла.
Во-вторых, на мой сугубо личный взгляд, очень много белых преподавателей почему-то видят танец лишь как возможность навернуть комбинации посложнее. Чем сложнее, быстрее и круче комбинация, тем круче считается танец. Это же отношение передается и их ученикам. Я не спорю, часто такой танец выглядит стильно и зрелищно, как шоу. Но при этом забывается о самом танце, в первую очередь, как о процессе общения между мужчиной и женщиной. Кстати, черные танцоры и преподаватели, выросшие и воспитанные в белой среде (например в Европе или в Америке), часто ведут себя также. Но я ни разу не видел кубинского преподавателя, который бы силой дергал и крутил неподготовленную партнершу. Так вот, к чему это я. А к тому, что у Вима (опять же на мой сугубо личный взгляд) именно такой стиль. Уж на что у него подготовленная партнерша, привыкшая за много лет к его выкрутасам, но я лично видел, как она зажмуривалась в самые сложные и быстрые моменты (не на этом занятии), и как он выполнял комбинации, заботясь лишь об эффекте, произведенном на зрителя, а не о своей партнерше.
В общем, вот такое резюме.

Men Styling. Alexis, Гватемала - Норвегия (http://www.salsakompaniet.no/).
Два брата-акробата :) Джези и Алексис Руиз из Гватемалы. Живут и преподают танцы в Норвегии. Хохмачи, приколисты, душа компании и мастера на все руки (скорее ноги). Изучали, танцевали и преподавали многое множество разных танцев, например African dance, Stepping, Flamenco, Cha-Cha, Mambo, Salsa, Jazz, Funk, House, Jazz Ballet, Modern Dance, Classic Ballet, Cabaret, Various Folkloric dance forms, Hip-hop, Break dance, Sports dance (Standard and Latin), Disco, Latin Hustle, Tango и прочая, и прочая, и прочая... Алексис еще и музыкант, перкуссионист. Джези приезжает на каждый рижский фестиваль, а Алексис только первый или второй раз. Джези, помимо сальсы, специализируется у нас на хип-хоп сальсе и ча-че. А Алексис на латин-джазе, что он с успехом и продемонстрировал на этом занятии. Почему я пишу о них обоих сразу? Потому что к Джези я в этом году не ходил. :)
P.S. Они хотя и очень похожи, но очень разные...

Partnerwork on 1. Farid, Франция (http://www.salsaconga.com/).
Фарид и его друг Адил - два замечательных преподавателя из Франции. Должны были вести все занятия вдвоем, хотя я не очень понимаю, зачем это делать двум мужикам (я не про то, что вы подумали, они вполне себе оба гетеро). Но Адил в первый же день приезда в Ригу вывихнул ногу. А поэтому Фарид все вел один, беря себе партнершу из зала, если нужно. Фарид - невероятно позитивный и обаятельный человек, жизнерадостная энергия из него так и прет. Ничуть не меньшая душа компании, хохмач, приколист и заводила, чем Джези, а может и больший. Красавец мужчина, очень элегантный, нежный и чувственный партнер, и одновременно настоящий мачо. Рост у него около 1,60м, но ведет он себя так, как будто у него косая сажень в плечах, и ты ему веришь. :) Помимо сальсы особенно любит фламенко. А еще замечательно поет. Фарид второй раз на рижском фестивале и, я думаю, не последний - любимец публики. :)
Собственно занятие заключалось в изучении среднего уровня комбинации. На видео увидите.

Afro-Cuban Dance. Ary The Professor, Куба (http://www.afrofusiondance.com/).
Собственно это оказались оришас, а именно Элегуа. Надо сказать, что 99% народа, который туда пришел, вообще не понимал сути, что это такое. Ну какие-то африканские танцы, ну и ладно. Все весело попрыгали, повторили все за преподавателем, и успешно все забыли. И только от силы 5 с половиной человек, включая меня, кто знает, что такое оришас и интересуется этим, понимали, куда они вообще попали. К чести Ари, надо отметить, что он, все занятие провел очень правильно. С одной стороны, он все достаточно подробно рассказал, кто такой Элегуа, что он делает, что у него в руках, зачем и почему именно такие движения, ну и т.д. Те, кто хотели, те поняли. Но большинству наверное было все равно. Последнюю треть урока все, повторяя основной шаг и движения, змейкой походили по залу и под конец вышли за дверь. Есть даже видео, но это скорее не для публичного просмотра. :) В конце Ари конечно станцевал на камеру. Но, опять же, без объяснений это бессмысленно. (Для тех, кто заинтересовался, очень вкратце и по-русски вот здесь. Для тех, кто заинтересовался сильнее, больше, подробнее и по-английски вот здесь.)
Что я вынес из этого для себя? То, что оришас мне, по сути, не интересны. Вернее бесполезны. Кто мне будет их преподавать? Где я буду их изучать? Где я буду их танцевать? И, главное, зачем? Это же ритуальные религиозные танцы! Один раз для ознакомления было полезно, но не более.
Пока писал, сделал быстрый поиск в Яндексе по словам оришас и Элегуа. Наткнулся на Дашин пост трехлетней давности на эту же тему. Очень сильно перекликается. Заодно было бы очень интересно послушать подробнее, кто же такие guerreros. А также еще и вот этот пост тоже в тему. Я думаю, что как раз оришас давать на фестивале совсем не нужно. Если действительно есть большое количество желающих, то можно на крайней случай организовать отдельный дополнительный семинар, просто для ознакомления.
P.S. Еще до начала занятия, я почему-то думал, что будет афро-кубан джаз или что-то вроде этого. Потому что оришас напрямую нигде заявлены не были. И джаз, по моему мнению, был бы намного полезнее, как фестивальное занятие.

Tradicional Son. Ary The Professor, Куба (http://www.afrofusiondance.com/).
И опять Ари показал себя с лучшей стороны. Вообще ему довелось несколько раз на этом фестивале давать вещи, которые до этого в Риге вообще никто не видел и уж тем более не танцевал. Сон относится к этой же категории. Тем нее менее, поучили базовый шаг, простые движения в паре и Di le que no. Очень, очень здорово! Как раз всякие такие вещи я очень люблю. Именно вот по ощущениям, по музыке, по движениям, по духу. Ну и Ари конечно молодец. Каждый такой свой урок он начинает не сразу с того, что стали в пары и давай учить комбинации. А как раз наоборот, пол урока где-то примерно все стоят рядами и учатся просто правильно шагать под музыку, двигаться, осваивают пластику. И именно с этого и надо все начинать, чтобы это стало естественным, чтобы почувствовать ритм, пульс танца, а потом уже на этой основе идти дальше. Но правда есть многие, кто этого совершенно не понимает. Типа чего это дядя нам тут шаги толдычит, все равно ничего не понятно, только время зря тратим, лучше бы комбинацию какую-нибудь замутили. Ну да бог с ними. Жаль только, что Ари уже уехал, а своих кубинцев у нас нет. Один урок - это вообще ничто. Так, понюхали только рядом. Ну и в конце, конечно, для видео Ари чуть-чуть потанцевал.
Кстати, в качестве партнерши из зала он выбрал Алинку. Совершенно случайно, но более адекватный выбор ему было бы трудно сделать. :)


  • 1
насчёт Вима - да, характер не сахар конечно, но сама комба была взрывная, по крайней мере в его исполнении. Если я и буду серьёно танцевать когда-нибудь, то буду равняться на него, ибо я сам огонь в этом плане... люблю много экшна и мега-быстрые движения. )

Согласно Сашиному высказыванию, Вим довольно эгоистично плюет на партнершу в угоду спецэффектам.

Это и есть твой идеал? :)
Обидно, хотя логично :)

Ира, это субъективное мнение, а о вкусах и идеалах, как известно, не спорят. Давай не будем спорить, а? тем более ты знаешь, чем заканчиваются наши споры ;)

Знаю, конечно :). Ничем :D
Конечно, субъективное. Я ничего не говорю :))

Кроме того, смотреть на пару Вим+Барбара мне нравится. Они прямо-таки моя любимая пара :).

кстати на гранде они-таки разок лажанулись, когда он спускал её по ноге. Но на фоне всего сделанного, по-моему, это можно простить :)

Мне все равно понравилось :).

Барбара меня прямо-таки гипнотизирует своими движениями. :)

Естественно, это лично мое субъективное мнение. Тем-то фестиваль и хорош, что каждый может взять от него то, что он хочет. Выбрать своих любимых преподавателей, свой набор занятий и получить удовольствие. :) А спорить тут ни к чему. :)

"очень много белых преподавателей почему-то видят танец лишь как возможность навернуть комбинации посложнее. Чем сложнее, быстрее и круче комбинация, тем круче считается танец. Это же отношение передается и их ученикам."

Как я тебя понимаю. Абсолютно таже проблема. И ничего ты не докажешь этим людям. Они просто не понимают о чем ты говоришь. А еще надо учитывать, что у учеников, которые копируют только внешнее, формальное, комбинации посложнее выглядят просто убого, просто в силу их неопытности. И вот нет чтоб танцевать проще , но душевнее, нет же, нам подавай акробатические номера, которые мы исполняем, как ревматики с церебральным параличом.

Именно поэтому я все больше и больше ухожу от линейной сальсы, которая все-таки очень европейская, где-то по духу даже близкая к бальным танцам, в сторону афро-кубы. И непременно чтобы кубинские преподаватели. Да где ж их в Риге возьмешь? (тяжко вздыхает) Тогда вместо них приезжают вот такие Вимы.

Эта, кстати, объяснение, почему в Риге много и успешно преподают линейную сальсу, а кубинскую нет.

Из-за того, что всем подавай эффекты и закрученные комбинации? Кстати, меня вот озадачило. Ведь все эти навороченные движения требуют физической подготовки, они сложнее в исполнении, так почему бы не танцевать проще? Видимо проникнуться духом танца сложнее, чем разучить самое сложное движение.

"Видимо проникнуться духом танца сложнее, чем разучить самое сложное движение."
Это безусловно так. Но это не зависит от стиля сальсы, да и вообще от вида танца. Такие вещи либо врожденные, либо приходят с опытом.

А причина наличия линейной и отсутствия кубинской сальсы в том, на мой взгляд, что линейная сальса, она по самой своей сути, по стилю, по духу, гораздо более европейская. Она родилась в США и в ее развитии принимало участие большое количество белых танцоров. Поэтому любому белому преподавателю гораздо проще и освоить ее и передать своим ученикам. Именно поэтому я сказал, что в чем-то она даже близка к бальным танцам. Эстетика у нее абсолютно европейская.

А кубинская сальса, она хоть и такая же молодая, но родилась на Кубе и создавали ее кубинцы. В основе ее лежат другие, более старые кубинские танцы, в основе которых лежит румба (корень всей кубинской танцевальной культуры), в основе которой африканская культура, которой тысячи лет.

Белому человеку, который не родился и не вырос в этой культуре, все это воспринять и адекватно воспроизвести гораздо сложнее. А уж передать своим ученикам невероятно архисложно. Именно потому, что, как ты сама написала, белые в основном копируют только внешнее. И им, как правило, этого достаточно (ну как же, я же повторил всю комбинацию без ошибок, значит я танцую кубинскую сальсу). А то, что без внутреннего наполнения, без гармонии с музыкой и культурой, это выглядит убого и на кубинскую сальсу не очень похоже, большинство даже не замечает.

Именно поэтому так важны именно кубинские преподаватели. Потому что, за очень редким исключением, только они сами могут передать все культурные нюансы. А когда белый преподает, то зачастую получается, как в анекдоте "Вчера в опере Карузо выступал, мне Вася напел." Потом тот Вася напел Коле, а Коля будет учить учеников петь, как Карузо. Даже если и Вася и Коля отличные певцы, как Карузо все равно не получится.

Но своих кубинских преподавателей у нас нет. Поэтому и попытки начать преподавание кубы в Риге очень редки и осторожны.

"Ведь все эти навороченные движения требуют физической подготовки, они сложнее в исполнении, так почему бы не танцевать проще?"

Чтобы танцевать проще, нужно уметь именно танцевать. Нужно проникнуться духом танца и культуры. А фигуру что - заучил и повторяй себе. Проще танцевать сложнее. :))

Попытка номер три. :)

Видишь ли, в любой сальсе, как вообще в любом танце, есть сложные навороченные фигуры и комбинации. И ту же сальсу и линейную и кубинскую можно танцевать и сложно и просто. И если это хороший танцор и он понимает, что такое танец, то он любой танец будет танцевать хорошо. А если танцор видит танец только как фигуры, то ничего хорошего не получится.

Но причина различий в распространении линейной и кубинской сальсы в другом.

Мне кажется, что сам дух танца, в случае линейной сальсы, может легко освоить и передать другим людям любой хороший белый танцор. Потому что сама линейная сальса давно уже вне культурного контекста. Потому что, как я уже писал, в ее развитии принимало участие множество самых разных людей из самых разных стран. Она давно уже интернациональна. Поэтому и получила самое широкое распространение по всему миру. В том числе и в Латвии.

А вот с кубинскими танцами так просто не получится. Они очень глубоко основаны на культурном контексте. И если этого контекста не знать или не понимать, то получиться лажа. Или, допустим, знать, но не до конца. Или думать, что знаешь, прочитав пару статей в интернете. Поэтому белые редко становятся хорошими преподавателями по кубинским танцам. Я не говорю, что они вообще этого не могут, но редко. Это нужно очень сильно копать в разных направлениях помимо собственно танца и много общаться с самими носителями культуры. По этой причине кубинская сальса (как и вообще кубинские танцы) хорошо развита там, где есть большая кубинская диаспора, которая может создать и поддерживать аутентичную культурную среду. И из которой может выйти достаточное количество внятных преподавателей. В Риге, естественно, ничего такого нет. Поэтому нашим ученикам напевают местные Коли, котором напели Васи, которые слышали, как поет Карузо. Но даже это они делают в ограниченном объеме, потому что сами толком, в большинстве своем, не владеют темой.

Выход остается только в посещении фестивалей, семинаров и мастер-классов с кубинскими преподавателями. Но это, как ты сама понимаешь, одноразовые мероприятия. Никакую культурную среду они создать не могут. Но хоть пообщаться, приобщиться и постоять рядом, и то хорошо. Но и едут они сюда не очень. Вот на весь этот фестиваль из 20 преподавателей был только один кубинец. Но кубинцы не едут потому, что кубинские танцы не развиты. А не развиты они потому, что кубинцы не едут. Вот такой вот заколдованный круг. :)

Так что пока достаточно много кубинцев не приедет жить в Латвию, особо рассчитывать на развитие этого направления не приходиться. :) А, кстати, были времена, во время расцвета РКИИГА, когда их тут были просто толпы.

А мне так кажеться, что разница вся просто в культуре, а не танце. Вон для нас уже итальянцы кажеться такими горячими, так как разговаривая они махают руками. Нам же более северным народам вообще свойственость холодность. Единицы людей могут оторваться от своих корней и впитать другую культуру. Сами по себе кубинцы другие, даже в общение между собой, поведение. У них другие цености. Это тоже самое, что научить попугая кукарекать - научить конечно можно, но петухомон при этом не станет.

Насколько мы впитываем в себя другую культуру, зависит только от нас. Кому то она ближе, кому то далека и не понятно. Так и способность к танцам других народов, ограничена нашей впитываемостью, открытостью.

И часто то что мы берём у других культур, мы всё равно делаем более понятными приемлемым для себя.

Меня в своё время удивило замечание одного моего друга шведа, который танцевал и даже преподавал кубинскую сальсу. Он был какое то время на Эквадоре и ездил на Кубу и вернувшесь сказал, что в Латвии ему понравилось танцевать сальсу больше всего:
Шведки - холодны и закрыты.
Кубинки довольно отстранёны. Т.е. из серии она с тобой танцует и обсуждает с девушкой из соседней пары, какие то бытовые вопросы.
А мы вкладываем в танец душу.

Просто видемо мы более открыты чем шведы, но не так открыты, как кубинцы и эта их открытасть и простота даже шокирует европейца.

"А мне так кажеться, что разница вся просто в культуре"

По-моему, это не сильно расходиться с тем, что я сказал с третьей попытки. :)))

А вообще конечно любые танцы хороши, и любая сальса, если есть понимание, правильный подход и хорошие преподаватели. Моя зацикленность в последнее время именно на кубинских танцах - это мои личные заморочки. Просто мне именно эта культура по-своему очень нравится. С другой стороны, я очень хочу американский свинг, любых направлений. А это совсем другая культура. Но и его тоже в Риге нет как нет.

На сколько я слышала в Ригу со свингом переодически приезжает Хавиер, но он не очень атрактивный преподаватель и поэтому свинг у нас как то не приживаеться.

Да, я знаю. Я ходил к нему на целый ряд занятий. Но он совершенно не умеет преподавать. Каждый раз группа, которую он начинает, быстро распадается. Не представляю даже, как он в Таллине свою школу ведет. К тому же, он дает West Coast Swing, а это только одно из множества направлений. А хочется всего и побольше, побольше, и еще таблетку от жадности. :))) Но, возможно, что скоро ситуация немножко измениться. (загадочно улыбается)

  • 1