?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Общетанцевальное и частносальсовое. Вопросы и ответы.
Фото
avorobjovs
Вместо предисловия.

Это будет продолжение дискуссии, которая началась около 2 недель и до сих пор перемещается с сайта на сайт. :) А началось все с одного поста Даши queen_of_charn. Затем я перепостил это на нескольких рижских форумах, на одном из которых завязалось некоторое обсуждение, а с другого люди присоединились в ЖЖ. Потом Даша написала еще один более развернутый пост. Затем неожиданно с подачи Димы aka The Joker is Wild эта тема всплыла в блоге Антона aka AHTOLLIKA в этой теме. Я ее прокомментировал, но написал так много :), что Антон решил сделать из этого еще одну новую тему, где дискуссия сейчас продолжается. Но я бы хотел перевести ее к себе в журнал. Поэтому просто перепощу еще раз свои мысли.


...Речь у Даши шла о большой массе танцоров, которая больше кривляется, чем танцует. О тех людях, которым не нужна критика, не нужны знания и вообще ничего не нужно. Которые тусуются на сальсатеках, воображая, что круто танцуют сальсу. Они действительно так думают. Их этому научили и к этому приучили. А почему так получилось и повторяется с каждым годом? И виноваты ли они в этом?...


Причина №1. Преподаватели.
Не знаю, как в Минске, но в Риге до сих пор не так много преподавателей, которые:
1) сами глубоко интересуются сальсой во всех ее аспектах (стилями, историей, музыкой, культурой и т.д.), да еще и стараются привить это все своим ученикам, постоянно рассказывая о важности этих вещей.
2) сами постоянно ездят на фестивали и конгрессы, повышают свои знания и уровень, и учеников своих тоже пытаются вывезти куда-то еще кроме местных мастер-классов.
3) относятся к своим ученикам критически, постоянно контролируя, чего те достигли, честно указывая на ошибки и помогая их устранять.

Обычно преподаватели занимаются тем, что зарабатывают танцами на хлеб. Следовательно чем больше ходит к преподавателям учеников, тем выше у них доход. Следовательно, учеников своих надо холить и лелеять, говорить им, как классно они уже танцуют, какие они все молодцы, поменьше грузить скучной теорией и закрывать глаза на большинство ошибок. А еще ставить музыку полегче, чтобы ученики не напрягались, а приятно танцевали, иногда вообще ставят латин-попсу вмесо сальсы. Ну и главное тусить со своими учениками, радоваться жизни и не заморачиваться проблемами, показывая всем как все хорошо. Тогда ученики будут мега довольны, будут сами ходить и других приводить и деньги будут течь рекой. Ну а то, что на самом деле все это невероятно далеко от настоящей сальсы, это в общем-то никого и не волнует. И такая школа будет процветать, учеников в ней будет масса и они будут заполонять сальсатеки города, опуская и без того средний уровень танцующих. А совсем зеленые новички будут на них смотреть и думать, что так и надо, что вот это и есть сальса.

Какой из этого выход? Если преподаватель действительно заинтересован, то можно создавать дополнительные группы для действительно продвинутых заинтересованных учеников, создавать шоу-группы и т.д. Организовывать дополнительные курсы по пластике, по музыке, по теории танца, по истории сальсы и т.п. И все это отдельно рекламировать и внутри школы и за ее пределами. И преподавателю плюс, и ученикам и школе. Ну и кроме того, это может завлечь колеблющихся решится идти дальше, повышать свой уровень.

Какие проблемы это может создать?
Никаких особых проблем я здесь не вижу. Единственное, что преподавателю, если уж он решится на все это, придется работать в поте лица. И больших денег он тут не заработает. Это задача для настоящего энтузиаста.


Причина №2. Ученики.
Очень редко кому из людей, занимаюшихся каким-то хобби, на самом деле становится настолько интересно это дело, что он решает стать профессионалом, ну или даже полупрофессионалом. И не важно, танцы это, шахматы или фотокружок. В обльшинстве своем люди приходят куда-то просто потусить в кругу единомышленников и получить удовольствие. Или приходят за компанию с кем-то. Или приходят в поисках противоположного пола. Мы проводили анонимные опросы, которые показали, что около половины людей пришло на сальсу только для того, чтобы было с кем познакомится.

При этом, самим делом такие люди занимаются довольно поверхностно, получают базовые знания и на этом успокаиваются. Им не нужно больше. Им этого вполне хватает, чтобы быть в теме в общих чертах и прекрасно проводить время в кругу таких же как они. Им совершенно не интересно и просто лень лезть в какие-то сложности, разбираться в чем-то непонятном, и работать над собой для достижения каких-то мифических целей. И людей нельзя за это винить. Это естественное поведение для большинства. Они просто получают удовольствие. Это хобби, не больше. И люди совсем не обязаны выкладываться, как на работе.

С другой стороны, люди, которые действительно разбираются в вопросе, работают над собой и растут, часто смотрят на остальное большинство свысока, критикуют и называют уродами. Кому ж такое понравится? Естетственно в ответ таких снобов называют высокомерными дураками, которые мешают просто получать удовольствие.

И бывает, что человек поверхностно интересующийся сальсой и танцующий ее кое-как, на работе является настоящим профессионалом, отлично знающим свое дело. А сальса для него - это лишь способ расслабится часик-два после работы, не более того. Но часто приходится слышать от снобов, что если вы не умеете танцевать сальсу КАК СЛЕДУЕТ (КАК ПРАВИЛЬНО), то зачем вы вообще сюда пришли. Да вот захотел человек и пришел, имеет полное право, и он никому не должен давать в этом отчет.

Какой из этого выход? Организовывать тусовки, вечеринки, сальсатеки и т.п для двух уровней. Один уровень будет для всех. И пусть приходит кто угодно, пусть танцуют как им больше нравится. И музыку там ставить попроще, поколбасней. И критиковать людей на этих тусовках не надо. И таких тусовок должно быть большинство в городе. А отдельно делать тусовки для продвинутых заинтересованных танцоров. Это может быть или отдельное мероприятие раз-два в неделю, или дополнительные часы до или после основной тусовки, или тусовка в отдельном зале, если в клубе несколько танцполов. И музыку там конечно надо ставить соответствующую, то есть диджей тоже должен быть свой, из продвинутых. Ну собираться там будут исключительно те, кто готов расти дальше, готов слышать критику в свой адрес, готов танцевать под сложную музыку и т.д. Ну и кроме того, это может завлечь колеблющихся из общей тусовки решится идти дальше, повышать свой уровень.

Какие проблемы это может создать? Создание как бы особой высшей касты танцоров и противопоставление их основной тусовке. То есть, противоречия как были, так и останутся, просто они станут в какой-то мере изолированными друг от друга. Это может способствовать как их угасанию, если группы не будут мозолить глаза друг другу и капать на мозги. Так и еще большему их разжиганию, если каждая группа будет продолжать поливать другую грязью, вынося этот холивар на всеобщее обозрение. Другая проблема состоит в том, что есть ряд танцоров, которые танцуют очень давно, уже много лет, но все равно ужасно, но при этом считают себя супер высоким уровнем. Естественно они тоже полезут в эту высшую касту и будут там все портить. Либо их там как следует обломают и, вернувшись в основную тусовку, они будут поливать грязью всех и вся с удвоенной силой.


Причина №3. Отсутствие аутентичной среды.
Ни Москва, ни Минск, ни Рига - это не Гавана, не Нью-Йорк и не Лос Анжелес. У нас не было, нет и никогда не будет рядом такой аутентичной среды, такой музыкальной и танцевальной культуры, и такого количества носителей этой культуры. Не знаю, как в Минске, но в Риге их вообще просто нет. Нам просто не с кого брать пример. А наши люди выросли совсем в другой культурной среде, в славянской или балтийской. Эти кульутры предполагают другой взгляд на вещи, другое поведение, другое отношение и т.д. Да и потом и тело наше не такое гибкое, как у них, многие движения для нас просто непривычны. И естественно, что и сальсу мы, даже неосознанно, бытаемся танцевать так, как понятнее для нас. Я далек от мысли, что танцевать сальсу может только негр с Кубы. Если бы любого из нас с рождения поместить в танцующую, поющую, играюшую на музыкальных инструментах среду латиносов, то мы бы тоже вырости такими же крутыми. Но мы, к сожалению, выросли там, где выросли.

Кто в детстве занимался танцами или музыкой, тому немного проще. Но все равно, чтобы сейчас в зрелом возрасте достич уровня просто среднего танцора-латиноса, нужно впахивать просто немеряно! А нужно и интересно это далеко не всем. А опять же, только единицам заинтересованных продвинутых танцоров. А все остальные будут танцевать так, как могут. Так, как их научил местный преподаватель, которого научил преподаватель из Польши, которого научил испанец, который учился у кубинца. Утрирую конечно, но это тоже проблема. И вот смотрит такой с горем пополам наученный новичек на танцпол и видит вокруг себя точно также танцующих старших товарищей, которые танцуют и год, и два, и может быть даже пять-десять лет. И какой он вывод делает? Что это и есть настоящая сальса! И потом, протанцевав пару лет, он сам станет авторитетом для начинающих. А потом вдруг к нему подходит какой-то с Луны свалившийся сноб и заявляет, что он урод и танцевать не умеет. И какая реакция будет у человека? Да сноб будет просто послан. Потому что все-то кругом танцуют нормально и только снобу что-то не нравится.

Какой из этого выход? Если гора не идет к Магомету, то Магомет должен пойти к горе. Если у вас нет своих носителей сальсовой культуры, значит надо ехать к ним. Надо посещать максимально возможное количество зарубежных фестивалей и конгрессов. Надо танцевать с любыми иностранными партнерами везде, где можно их встретить. А на фестивалях и конгрессах их множество и уровень их обычно довольно высок. Танцы с хорошими партнерами способствуют серьезному росту уровня, а танцы с незнакомыми партнерами росту опыта. Еще можно смотреть танцевальные клипы на ютубе и пытаться осмыслить и перенять увиденное. Но не в плане новых наворотов, а прежде всего в плане танцевальной стилистики. И наконец слушать, слушать, слушать сальсовую музыку. Если ее слушать очень много и долго, то со временем начнет вырабатываться внутренне чувство сальсовой гармонии. Это поможет лучше понимать, почувствовать музыку и танцевать под нее. А также поможет отличать стили друг от друга, сальсу от несальсы и хорошую музыку от плохой. :)

Какие проблемы это может создать? Собственно создать проблем это никаких не может. Наоборот, это поможет людям стать хорошими танцорами. А проблемы тут существуют другого характера. Во-первых, как мы уже выснили раньше, многие люди не хотят никуда расти, им это просто не нужно. И даже если сальсовый фестиваль или мастер-класс проходит в их родном городе, они даже на него не ходят. Они может быть даже понимают, что, делая все вышеперечисленное, они повысят свой уровень и свое мастерство, но им это не нужно, им и так хорошо.

Во-вторых, посещение фестивалей и мастер-классов, а тем более заграницей, стоит денег и не малых. У людей может просто не быть лишних денег на такое удовольствие. Они и на обычные-то занятия со своим преподавателем находят деньги с трудом. Если человеку нечем платить за квартиру или не на что кормить семью, то тут приоритет будет явно не в пользу сальсы.

В-третьих, есть люди, которые очень любят сальсу, но, в силу каких-то объективных причин, не могут уделять ей достаточно времени. А иногда и вовсе ни сколько не могут. Они может быть и хотели бы посещать все занятия, танцевать на всех тусовках, ходить на мастер-классы и ездить на фестивали, но есть в жизни дела гораздо более важные и приоритетные. И остается только слушать много сальсы. :)

Но, в любом случае, новичкам всегда нужно рассказывать о тех возможностях роста и развития, которые у них есть. И это задача преподавателей и опытных танцоров. Если новичок втянется, то это уже потенциально будущий хороший танцор.


Причина №4. Общекультурная.
Эта причина связана с отсутствием как общей культуры общения на постсоветском пространстве, так и с отсутствием культуры танцев. Постсоветские люди, как писала Даша, умеют выступать на публику. Этому их учили. А вот строить личные отношения, отношения в паре, и тем более в танце, никого естественно не учили. Вернее общество и государство не учило. Конечно, кого-то учили в семье, у кого-то в дестве были уроки танцев или музыки и т.д. Но нельзя сказать, что это входило в программу развития всех людей с детского возраста. Нормальные парные социальные танцы закончились еще в 50х-60х. Потом начались дискотеки. И в СССР, да и во всех развитых странах в мире после войны широким фронтом наступала массовая культура. Я не знаю, как с этим обстоит дело заграницей, вполне возможно, что точно также, как и у нас. Но в результате нормальной танцевальной культуры у людей нет или она очень слаба.

Какой из этого выход? Если уж кто-то (преподаватели, школы) начали развивать социальные танцы (сальсу или любое другое направление), то волей-неволей им надо развивать и танцевальную культуру своих учеников. Объяснять, что такое парный танец, как партнеры взаимодействуют в нем, как осуществляется танец под музыку, и так далее, и так далее, и так далее. И не только это, а еще кучу связанных с этим вещей, и теоретических и практических.

Какие проблемы это может создать? Прежде всего очень большую головную боль для самих преподавателей. Это очень очень не легкий труд. А кроме того и сам преподаватель должен понимать все эти проблемы и аспекты, знать или по крайней мере искать ответы, и подавать ученикам пример.


Справедливости ради, надо сказать, что в Риге не совсем уж все так плохо. :)

За последние годы появились новые школы, новые преподаватели, новые танцоры. Преподаватели много работают над собственным ростом и развитием и это передается ученикам. Появились несколько новых шоу-групп, куда устремились энтузиасты. Периодически проводятся различные дополнительные занятия и курсы, например по пластике, по бодимувменту, по обыгрыванию музыки в танце и т.п. Есть курс чисто музыкальных занятий - что такое сальсовая музыка, как ее играют, как ее слушать, какие есть стили и чем они отличаются. Разные школы постоянно организовывают выездные сальса-лагеря. Гораздо больше людей стало сейчас ездить на зарубежные фестивали.

То есть, прогресс последних лет заметен невооруженным глазом. А это, естественно, приводит к тому, что среди молодого поколения появляется гораздо больше действительно хороших танцоров, чем было раньше.

Но, с другой стороны, негативные тенденции тоже остаются. Они, собственно, никуда и не денутся по причинам описанным выше. Вопрос только в том, каково будет соотношение людей, которым все равно как танцевать, которые просто получают удовольствие под веселую музыку, и людей, которые хотят работать над собой и достичь каких-нибудь серьезных результатов, которые действительно хотят танцевать настоящую сальсу.


В общем-то все вышенаписанное касается, наверное, не только Риги, в частности, и не только сальсы вообще. Так что все желающие приглашаются к обсуждению.


Disclaimer. Я НЕ считаю себя танцором хоть сколько-нибудь высокого уровня. Я даже уже и в основную массу не попадаю, так как сам давно не танцую в силу разных обстоятельств. Но я и раньше прекрасно понимал и сейчас понимаю, чего стоит мой уровень и как на самом деле у нас танцуют. А в силу того, что я очень сильно люблю музыку и танцы, сальсу и не только, мне хочется сделать хоть что-то, чтобы ситуация изменилась.

Update. Минуточку внимания! Небольшое уточнение к посту и к моей позиции.
Я ПРОТИВ того, чтобы всех танцоров насильно заставляли танцевать на профессиональном уровне, не хуже чем носители.
Я также ЗА то, чтобы всех, кто не хочет заниматься сальсой серьезно, оставили в покое.
Но тогда те, кто не хочет заниматься серьезно, должны отдавать себе отчет, что то, что они танцуют - это не сальса. Заниматься сальсой и танцевать сальсу - это немного разные вещи. И естественно есть множество градаций на пути от "ничего не хочу" до "занимаюсь серьезно".
Этот пост больше для тех и о тех, кто хочет заниматься серьезно, но почему-то не получается.

Update 2. Судя по комментариям, я вижу, что пост не получился. Что ж, я сделал еще одну попытку. Написал все совсем по-другому на своих собственных примерах.
"Давайте жить дружно" или о сальсе на собственных примерах

P.S. Всяческие наезды и оскорбления абсолютно по любому поводу крайне не приветствуются и будут жестко пресекаться.


  • 1
>Так обычно всегда бывает на танцполе в социальных танцах
да ну? при таком раскладе приежайте в хельсинки или в таллин. в таллине ближ вечерина 24го - дадут в любом месте танцпола потанцевать. не взирая на цвет штанов.

Я же не говорю, что кто-то кому-то что-то не дает или запрещает. Танцуй пожалуйста где хочешь. Я просто говорю, как это обычно происходит, само собой, естественным путем. Хотя так происходит не на всех танцполах, но на очень многих. На фестивалях, например, такое практически всегда.

фестивалей, слава алаху, посещено немало, и если бы кто-то спросил по какому принципу люди делят танцпол, то сказал бы что кто быстрее, тот и съел. и лучше оно только тем, что никакой фикус на тебя не падает, и там провода на каблуки не наматываются. а не близостью к диджею. запросил мнение гуру, посмотрим что ответит, может смотрел не туда

  • 1